Условия и стимулы формирования и реализации человеческого потенциала населения в трудовой и образовательных сферах : отчет о НИР по теме "Условия и стимулы формирования и реализации человеческого потенциала населения в трудовой и образовательных сферах" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Харченко И.И. ; исполн.: Харченко И.И., Гвоздева Г.П., Арсентьева Н.М., Дуткина С.Ю., Корнюхин Ю.Г., Кауль В.О. - Новосибирск, 2020. - 106 с. - Шифр У 75. - Инв. № 6107.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
Отчет 106 с., 2 раздела, 16 рис., 7 табл., 100 источн., 5 прил. В современную эпоху источником развития общества становится сам постоянно развивающийся человек, его знания, образованность, интеллект, способность трудиться и их востребованность экономикой. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. В 2017-2020 гг. проект НИР был направлен на изучение состояния и динамики человеческого потенциала (ЧП) основных групп населения (учащихся, работающих, безработных), важных компонентов ЧП – образовательного и трудового потенциала, его основных проявлений образовательных и трудовых практик, общественных инициатив и др. В числе задач изучались: - социально-экономические условия и стимулы для развития и реализации ЧП, а также влияющие факторы. МЕТОДЫ. Использовался анализ данных официальной статистики, математические методы (факторный, кластерный анализ, др.), количественные и качественные методы социологических исследований. Эмпирическим заделом и базой исследования служили мониторинговые исследования учащейся молодежи (студентов и школьников), анкетный опрос экономически активного населения 18-45 лет и др., проведенные ИЭОПП СО РАН в Новосибирской области в период с 2015 по 2019 гг. Для обработки и анализа данных применялся статистический пакет SPSS. РЕЗУЛЬТАТЫ. Выявлены характеристики, факторы и условия развития ЧП как конструктивные, так и проблемные, требующие внимания для развития социально-экономической сферы страны (доступность качественного образования, состояние сферы занятости, материальные условия жизни, система стимулов деятельности и др.). Особенности воспроизводства ЧП в разных типах регионов Сибири в период с 2005 по 2019 гг. (на основе данных государственной статистики) показали, что эффект от реализации образовательного и трудового потенциала концентрируется в небольшом числе регионов и в крупнейших городах. Социологические обследования работающей и учащейся молодежи выявили проблему риска утраты профессиональных ориентиров среди молодежи. В сочетании с неблагоприятными демографическими тенденциями авторы видят в этом проблему для наращивания качества совокупного человеческого потенциала и его отдачи для общества и экономики. НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. В проекте верифицировано такое положение теории социальных практик, как ответ субъектов деятельности на сигналы, исходящие от социальных институтов, создающих среду и условия для их деятельности. Дана оценка процессам формирования и реализации человеческого потенциала населения сибирских регионов на мезо- и микро- уровнях.
Ключевые слова:
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ, СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ