Анализ динамики кластерообразования вэкономике: основные выводы и тенденции кластерной политики России : отчет о НИР по теме "Научные основы региональной кластерной политики России" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Марков Л.С., Ягольницер М.А. ; исполн.: Марков Л.С., Ягольницер М.А., Комаров В.Ф., Андреева Т.А., Астанина Л.А., Бурук А.Ф., Выжитович А.М., Колобова Е.А., Плотников В.С. - Новосибирск, 2020. - 88 с. - Шифр А 64. - Инв. № 6089.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
Отчет 88 с., 1 кн., 5 разд., 7 рис., 14 табл., 47 источников, 3 прил. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 2020 г. - подведение некоторых итогов кластерной политики в России, выявление ее характерных, тенденций и оценка влияния на эффективность экономического развития. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2020 года и их научная новизна. ПРОВЕДЕН АНАЛИЗ кластерной политики в регионах России. С помощью моделей системной динамики изучались механизмы поддержания развития кластеров в лучших по кластерообразованию и экономической эффективности регионах (15 регионов в 13 функционируют кластеры) и худших (32 региона в 12 функционируют кластеры). В лучших регионах прирост экономической эффективности экономики от роста инвестиционной активности и количества МСП почти в 3 раза превосходит показатели худших по кластерообразованию регионах. Причиной отличия прироста высокотехнологичной продукции и эффективности экономик являются разные институциональные механизмы функционирования МСП. При относительно четко прослеживаемся растущем тренде продаж и валовой прибыли, рост чистой прибыли подвержен существенным колебаниям: коэффициент вариации этого показателя существенно превышает степень его однородности (>0,30). Это обстоятельство не позволяет кластеру устойчиво развиваться без тех или иных мер финансовой поддержки. ПОКАЗАНО, что не существует универсального подхода или представления об организации процесса мониторинга кластерной политики, а критерии, используемые для мониторинга, должны учитывать политические цели, быть взаимоувязанными по уровням субъектов и объектов мониторинга, измеряться в различной временной перспективе. ПРОИЗВЕДЕНА СИСТЕМАТИЗАЦИЯ укрупненных групп показателей, наиболее часто используемых для мониторинга кластерной политики, в разрезе объектов мониторинга. ВЫЯВЛЕНЫ специфические риски реализации региональной кластерной политики, дана их характеристика. Разработан методический инструмент в виде схемы «Проблемы и решения» по повышению эффективности управления рисками региональной кластерной политики.
Ключевые слова:
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА, КЛАСТЕРНЫЙ ПРОЕКТ, МЕХАНИЗМЫ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ, МОНИТОРИНГ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, ФИНАНСИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНЫХ ПРОЕКТОВ