Управление кластерной политикой на региональном уровне : отчет о НИР по теме "Научные основы региональной кластерной политики России" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Марков Л.С., Ягольницер М.А. ; исполн.: Марков Л.С., Ягольницер М.А., Андреева Т.А., Астанина Л.А., Бурук А.Ф., Выжитович А.М., Колобова Е.А., Плотников В.С., Курмашев В.Б., Павленко А.С., Комаров В.Ф. - Новосибирск, 2019. - 145 с. - Шифр У 67. - Инв. № 6039.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
Отчет 145 с., 1 кн., 5 разд., 4 рис., 8 табл., 129 источников, 2 прил. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 2019 г. - вопросы, связанные с механизмами координации, методами управления кластерными инициативами, действиями, направленные на координацию нескольких кластерных инициатив. В практической плоскости это отражается в реализации кластерных проектов, отличительными чертами которых являются совместный характер деятельности участников проекта, направленной на достижение общей цели, а также долговременность сотрудничества (что отличает их от разовых сделок). ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2019 года и их научная новизна. ИССЛЕДУЮТСЯ типологические характеристики кластерного проекта, виды кооперационной связанности участников кластерных проектов, организационные и структурные формы кооперационных проектов. ВЫЯВЛЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ кластерной политики, заключающиеся в ориентации на кооперацию научно-образовательного и реального секторов экономики, стимулирование инноваций и активное задействование мер инфраструктурной поддержки, приводят к выводу об асимметричном характере ожидаемых кооперационных проектов, наиболее сложных в управлении и наименее изученных на сегодняшний день. ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ В ОТЧЕТЕ УДЕЛЕНО обобщению возникающих противоречий и способов их разрешения в ходе реализации кластерных проектов. Анализ многочисленных зарубежных и отечественных исследований показал, что эффективность управления развитием кластера через управление разрешением противоречий между его компонентами зависит от соблюдения баланса конкуренции и кооперации между ядрообразующими компонентами, кластерным ядром и его окружением, а также внутри окружения кластерного ядра. НА ПРИМЕРЕ КЛАСТЕРОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА исследована роль инфраструктурной поддержки кластерных проектов. Установлено, что успешность выполнения кластерных проектов определяется: наличием инновационной инфраструктуры; наличием достаточного количества профильных компаний; наличием необходимого сочетания малых средних и крупных предприятий в составе кластера. Отмечается, что тематика кластерных проектов имеет большую инфраструктурную направленность в Кемеровской и Омской областях. В Новосибирской и Томской областях, Алтайском и Красноярском краях инфраструктурная поддержка ограничивается развитием производственной инфраструктуры и модернизацией производства. Сделан вывод о наличии резервов в развитии инфраструктурной поддержки кластерных проектов в отдельных субъектах Сибирского федерального округа. ИССЛЕДУЮТСЯ ВОПРОСЫ влияния кластерного проекта на развитие кластера. Установлено, что существующие методы оценки кластерных проектов не в полной мере отражают положительное влияние кластерной синергии: не все участники кластера могут оценить эффективность своего участия в нем; не оценивается эффективность внекластерных взаимодействий; не учитывается нелинейный характер проявления эффектов, а также временное запаздывание и неопределенность влияния внешних воздействий. ОСУЩЕСТВЛЕНА количественная оценка влияния инновационных кластеров на экономическое развитие региона на примере Алтайского края в 2017 году. Обладая 16% численностью занятых в экономике региона, кластеры обеспечивают 32% его прибыли и создают высокооплачиваемые рабочие места. Усредненная по всем кластерам среднемесячная заработная плата превышает среднекраевую в 1,6 раз. Однако при этом лишь в одном кластере (АБФК «АлтайБио») производительность труда превышает среднюю по краю. ИССЛЕДОВАНА динамика экономических показателей АБФК «АлтайБио», как старейшего кластера Алтайского края. Кластер стабилен, о чем свидетельствуют положительные темпы роста продаж и валовой прибыли, а также добавленной стоимости. Это дает ему возможность выплачивать достаточно высокую (по сравнению со средней по Алтайскому краю) среднюю заработную плату и выполнять налоговые обязательства. Однако, начиная с 2015 г. в кластере возрастает доля убыточных предприятий и уменьшается доля прибыльных. При этом прибыль уменьшается достаточно резко у некоторых крупных и средних предприятий, что существенно сказывается на таких финансовых показателях кластера как чистая прибыль (отрицательная динамика прироста). Кластер лишается основного собственного источника развития совместных проектов. Поэтому меры государственной поддержки очень важны, особенно в период становления кластеров. ВВЕДЕНО ПОНЯТИЕ «риск региональной кластерной политики» как вероятность не достижения результатов кластерной политики, приводящее к потере конкурентоспособности региона. Выявлены специфические риски, характерные для реализации региональной кластерной политики, дана их характеристика. На примере результирующих показателей реализации кластерной политики Новосибирской области определены дополнительные риски в виде невыполнения заявленных тенденций утвержденных региональных показателей. РАЗРАБОТАН методический инструмент по повышению эффективности управления рисками региональной кластерной политики. Подготовлены предложения об управлении налоговыми рисками для компаний в условиях кластерного взаимодействия.
Ключевые слова:
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА, УПРАВЛЕНИЕ, КЛАСТЕРНЫЙ ПРОЕКТ И РАЗВИТИЕ КЛАСТЕРА, ПРОТИВОРЕЧИЯ РЕАЛИЗАЦИИ, ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ