Условия и стимулы формирования и реализации человеческого потенциала населения в трудовой и образовательных сферах : отчет о НИР по теме "Условия и стимулы формирования и реализации человеческого потенциала населения в трудовой и образовательной сферах" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Харченко И.И. ; исполн.: Харченко И.И., Гвоздева Г.П., Гвоздева Е.С., Гаськова М.И., Арсентьева Н.М., Харитонова А.А., Корнюхин Ю.Г., Сулейманова Ф.Г. - Новосибирск, 2019. - 70 с. - Шифр У 75. - Инв. № 6034.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
Отчет 70 с., 3 раздела, 15 рис., 3 табл., 108 источн., 4 прил. ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ по проекту в 2019 г. велась в следующих направлениях: изучение новых тенденций, проявляющихся в образовательных и трудовых практиках молодежи и сознании населения, оценка социального самочувствия населения в условиях социальных и технологических вызовов. В ОТЧЕТЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ результаты 3 промежуточного этапа исследований по проекту, полученные на основе: а) эмпирических данных социологических обследований, проведенных отделом социальных проблем; б) данных государственной статистики; в) теоретического подхода целостного изучения феномена (холистическая теория К. Уилбера) применительно к сфере образования. ПРОЦЕССЫ, влияющие на состояние образовательного потенциала населения происходили в противоположных направлениях. Рост уровня образования населения Сибири и РФ сопровождается начавшимся с 2005 г. снижением доли лиц, получающих третичное образование (послешкольное формальное образование), т.е. студентов всех форм обучения. На фоне сокращения контингента студенчества (главной причиной которого был демографический фактор) расширялось участие взрослого населения страны в непрерывном образовании. В среднем молодежь становится относительно более образованной. Демографический фактор влиял также на «постарение» трудовых ресурсов, что являлось как региональной характеристикой, так и общероссийской тенденцией. Авторы видят в этом риск торможения для наращивания качества совокупного человеческого капитала. ВЫЯВЛЕНЫ особенности воспроизводства человеческого потенциала в разных типах регионов Сибири в период с 2005 по 2017 гг. На этапе получения общего и профессионального образования большой вклад в накопление знаний делается населением инновационно-ориентированных регионов, в том числе и в регионах с наименее благоприятными условиями для жизни. Не находя привлекательных рабочих мест, наиболее активное и образованное население уезжает в регионы с более благоприятными условиями, крупными инвестициями в инфраструктуру и более высокой оплатой труда. Тем самым эффект от реализации человеческого потенциала концентрируется в небольшом числе регионов и в крупнейших городах. В ОТЧЕТЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ предварительные результаты социологической экспедиции в районы Новосибирской области. Материалы проведенного социологического обследования (анкетный опрос, фокус-группы, интервью с экспертами, др.) показали, что экономически активное население муниципальных районов в возрасте от 18 до 45 лет наиболее острой проблемой считает дефицит, однообразие и низкую доходность рабочих мест. Вторым по уровню значимости запросом жителей является сфера современных видов досуга и спорта, а также развитие социальной инфраструктуры. Решение этих проблем уменьшит избыточную миграцию квалифицированной молодежи.
Ключевые слова:
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, ОБРАЗОВАНИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ, МОЛОДЕЖЬ, СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ, ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ, ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА, РЕГИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ