Методический подход к прогнозированию развития проблемных регионов Азиатской России на основе комплекса оптимизационных, имитационных и агентных пространственных моделей : отчет о НИР по теме "Методический подход к прогнозированию развития проблемных регионов Азиатской России на основе комплекса оптимизационных, имитационных и агентных пространственных моделей" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Малов В.Ю. ; исполн.: Малов В.Ю., Мелентьев Б.В., Пляскина Н.И., Есикова Т.Н., Харитонова В.Н., Кин А.А., Тарасова О.В., Вижина И.А., Зайцев И.Д., Басаргина О.В., Купцов И.И., Панкова Ю.В. - Новосибирск, 2019. - 39 с. - Шифр М 54. - Инв. № 6031.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
Отчет 39 с., 4 рис., 4 табл., 2 прилож.,49 ист. ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является экономика регионов и инструментарий прогнозных расчетов. В качестве ЦЕЛИ - совершенствование методологии и методов прогнозирования развития хозяйственных комплексов, поиск направлений согласования интересов отдельных участников хозяйственных решений. Последнее предполагает использование агентных моделей, как инструментарий анализа поведенческих реакций в ходе экономического развития. В ДАННОМ ОТЧЕТЕ ПРЕДСТАВЛЕНА логика предполагаемого подхода к составлению стратегий экономического развития регионов и их систем, т.е. оценку эффектов взаимодействия региональных экономик (с использованием результатов работ прошлых лет). В этом своем качестве наш подход принципиально отличается (даже дистанцируется) от подхода, предлагаемого в законе ФЗ-172, где для региональных стратегий приоритетным является собственные цели и показатели развития, практически не связанные с экономикой всей страны. ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ПОДХОД РЕКОМЕНДУЕТСЯ применять как на уровне федеральных структур власти, так и на уровне отдельных регионов и компаний для формирования своих долгосрочных планов (стратегий) развития. Цель развития экономики должна быть социально-ориентированной – рост жизненного уровня населения. Современная российская экономика по форме управления является смешанной. В ней сохраняются взаимодействующими государственная, частная и промежуточные формы собственности, сосуществуют разнообразные типы регулирования (оценка деятельности по прибыли, выполнению госзаказа), есть при необходимости поддержка средствами госбюджета и т.д. Поэтому к разработке политики предлагается подходить на основе согласованности интересов всех участников, учитывая специфику «периферийности» российской экономической действительности.
Ключевые слова:
АЗИАТСКАЯ РОССИЯ, ОПОРНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ, СЦЕНАРНЫЕ РАСЧЕТЫ, МЕГАПРОЕКТЫ, СИСТЕМА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МОДЕЛЕЙ, СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ АГЕНТОВ