Анализ связей мегапроекта "Восточно-Сибирский нефтегазовый комплекс" с направлениями модернизации северных и южных регионов Сибири и Дальнего Востока : отчет о НИР по теме "Методический подход к прогнозированию развития проблемных регионов Азиатской России на основе комплекса оптимизационных, имитационных и агентных пространственных моделей" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Малов В.Ю. ; исполн.: Малов В.Ю., Мелентьев Б.В., Пляскина Н.И., Есикова Т.Н., Харитонова В.Н., Кин А.А., Тарасова О.В., Вижина И.А., Зайцев И.Д., Басаргина О.В., Купцов И.И., Панкова Ю.В. - Новосибирск, 2018. - 60 с. - Шифр А 64. - Инв. № 5974.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
Отчет 60 с., 1 рис., 2 табл., 34 источи., 2 прилож. Объектом исследования является экономика регионов Азиатской России. В качестве ЦЕЛИ выступает совершенствование методологии и методов прогнозирования развития хозяйственных комплексов. Методической основой исследования является система пространственных моделей (оптимизационных, имитационных, сетевых, агентных). НА ДАННОМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИЯ разработан прототип мультиагентной системы (MAC). Для описания этой системы используется ориентированный граф, что апробировано на примере моделирования вариантов принятия решений по транспортным мегапроектам. ПРОВЕДЕННЫЙ АНАЛИЗ условий делового сотрудничества в современных альянсах компаний в нефтегазовом секторе позволил выявить ряд общих принципов кооперации компаний-участников. В РЕЗУЛЬТАТЕ предложенного подхода выявлены границы взаимоприемлемых вариантов интеграции активов и консолидации инвестиционных ресурсов компаний. Анализ реализуемости инвестиционной программы мегапроекта ВСНГК на условиях полного реинвестирования годовой чистой прибыли проектов выявил высокие инвестиционные риски в первые пять лет для реализации программы нефтегазохимии. На основе расчетов по модели народнохозяйственного уровня выявлена необходимость ускоренного роста в Сибири и на Дальнем Востоке транспортных отраслей, особенно морского, железнодорожного и услуг морских портов. Предлагаемый ПОДХОД РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРИМЕНЯТЬ как на уровне федеральных структур власти, так и на уровне отдельных регионов и компаний для формирования своих долгосрочных планов (стратегий) развития.
Ключевые слова:
АЗИАТСКАЯ РОССИЯ, ОПОРНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ, СЦЕНАРНЫЕ РАСЧЕТЫ, МЕГАПРОЕКТЫ, СИСТЕМА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МОДЕЛЕЙ, СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ АГЕНТОВ