Условия и стимулы формирования и реализации человеческого потенциала населения в трудовой и образовательных сферах : отчет о НИР по теме "Условия и стимулы формирования и реализации человеческого потенциала населения в трудовой и образовательной сферах" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Харченко И.И. ; исполн.: Харченко И.И., Гвоздева Г.П., Гвоздева Е.С., Гаськова М.И., Арсентьева Н.М., Костин В.С., Калашникова К.Н., Полянская М.Н., Корнюхин Ю.Г., Комиссарова И.Г., Новикова Ю.О., Сулейманова Ф.Г. - Новосибирск, 2018. - 117 с. - Шифр У 75. - Инв. № 5965.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
Отчет 117 с., 3 раздела, 25 рис., 13 табл., 92 источи., 5 прил. ЦЕЛЬ исследования - изучение динамики образовательных и трудовых практик молодежи и нормо-ценностного сознания населения в условиях социальных и технологических вызовов. ЗАДАЧИ: 1) Оценка соответствия человеческого потенциала (ЧП) разных групп населения социальным и технологическим вызовам 21 века. Состояние и динамика образовательных практик, системы ценностей учащейся молодежи. Анализ условий формирования и реализации ЧП работающего населения. 2) Оценка существующих и необходимых социально-экономических условий для развития ЧП, соответствующих социальным и технологическим вызовам для России. 3) Концепции прогресса и развития в современном обществе: ценностный аспект. На основе вторичного анализа данных двух мониторинговых исследований, проведенных ИЭОПП СО РАН в системе общего и профессионального образования Новосибирской области (1960 анкет старшеклассников; 4670 анкет студентов старших курсов) выполнена работа по изучению процессов формирования человеческого потенциала молодого поколения (с акцентом на образовательный потенциал), начиная с этапа получения общего образования. Выявлено, что наряду с сохраняющимся высоким спросом на высшее образование каждый второй старшеклассник дезориентирован в выборе профессии для дальнейшего обучения. На данных опроса студентов показано, что большинство студентов старших курсов готовы жертвовать работой по специальности ради других привлекательных условий трудоустройства, и эта ситуация в динамике не меняется. ДАЕТСЯ ХАРАКТЕРИСТИКА тенденций сферы занятости, где выявляются значительные ограничения для возможностей реализации человеческого потенциала населения и молодежи в особенности. Используя статистические данные, выделены 4 типа регионов РФ, различающихся условиями для развития ЧП населения. Для выявления связи больших вызовов с социальным и технологическим прогрессом в целом исследованы вопросы общечеловеческой светской этики и проактивных жизненных позиций индивидов в контексте их способности реагировать на эти вызовы.
Ключевые слова:
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ, ЦИФРОВИЗАЦИЯ, СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ, МОТИВАЦИЯ, ВОВЛЕЧЕННОСТЬ, ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА, РЕГИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, МИГРАЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС