Изменения в системе образования и социальном поведении учащейся молодежи на примере Новосибирской области : отчет о НИР по теме "Условия и стимулы формирования и реализации человеческого потенциала населения в трудовой и образовательной сферах" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Харченко И.И. ; исполн.: Харченко И.И., Арсентьева Н.М., Гвоздева Г.П., Гвоздева Е.С., Гаськова М.И., Костин В.С., Новикова Ю.О., Бусыгин С.В., Новогранова Е.Г., Иванова Е.А., Калашникова К.Н., Корнюхин Ю.Г., Комиссарова И.Г., Сулейманова Ф.Г. - Новосибирск, 2017. - 76 с. - Шифр И 37. - Инв. № 5899.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
Вопросы хода модернизации системы профессионального образования, образовательного поведения учащейся молодежи и реализации ее профессионального потенциала изучались на эмпирической базе мониторингового исследования в Новосибирской области, проведенного ИЭОПП СО РАН. База данных содержит 4670 анкет студентов выпускных и предвыпускных курсов вузов и учреждений среднего профессионального образования, собранных в 2015-2016 гг. За период наблюдений с 2007 по 2015 гг. студенты всех трех типов учреждений профессионального образования (вузы, ССУЗы, СПО по рабочим профессиям) повысили удовлетворенность материальными условиями учебного процесса. Возрос интерес студентов вузов к работе в отраслях материального производства и социальной сферы. Однако наука, как потенциальное место работы, по-прежнему не престижна. В среднем практически не повысилась удовлетворенность молодежи сделанным профессиональным выбором и готовность работать по профессии. Состояние системы образования страны оценено нами как стабильное функционирование с элементами развития. Предложена концепция образовательной среды, важным качеством которой является возможность отклика на потребности населения в образовании, обучении, воспитании, социализации, профессиональной ориентации и на потребности общества в формировании человеческого потенциала. Реализация этого качества через неформальные отношения показана на примере школьных музеев и информационных ресурсов получения знаний. С использованием теоретических подходов: теорий мотивации (Д. Макклелланд, В. Врум, Ф Герцберг, учебной мотивации В.Э. Мильмана и др.), теорией трудовых практик в рамках структурно-деятельностного подхода (П. Штомпка, Т.И. Заславская, В.А. Ядов и др.), интегральной теории К. Уилбера были исследованы новые процессы и факторы, влияющие на состояние человеческого потенциала молодежи: а) на эмпирических данных выявлено, что у студентов формируется тип образовательной мотивации, отражающийся в их действиях по формированию своего профессионального потенциала в целом; б) выявлены общие и особенные требования молодежи с высшим образование к рабочим местам при выходе на рынок труда в зависимости от желания работать в сфере научных исследований; в) представлена методология целостного подхода к изучению иностранного языка на основе модели К. Уилбера, синтезирующая индивидуальные и коллективные, «внутренние» и «внешние» аспекты человеческого бытия.
Ключевые слова:
человеческий потенциал, система образования, образовательная среда, студенты, мотивация, социальное поведение, интерес к науке, сфера занятости