Развитие методологии бюджетирования, ориентированного на результат применительно к условиям развития регионов Российской Федерации : отчет о НИР по теме "Проектно-программный подход к государственной региональной политике и в региональном стратегическом планировании и управлении: методология, практика, институты" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Селиверстов В.Е., Клисторин В.И. ; исполн.: Селиверстов В.Е., Клисторин В.И., Суспицын С.А., Сумская Т.В., Семыкина И.О., Коледа А.В. - Новосибирск, 2017. - 96 с. - Шифр Р 17. - Инв. № 5897.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
Отчет 96 с., 8 рис., 24 табл., 45 источников, 1 прил. ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ ИССЛЕДОВАНИЙ по проекту являются: 1. Разработка методологических основ и практических рекомендаций по модернизации регионального стратегического планирования за счет использования элементов проектно-программного подхода и разработки проблемно-ориентированных региональных и муниципальных стратегий и программ. 2 Анализ факторов и условий результативности государственной региональной политики и в их числе регуляторных воздействий бюджетно-налоговой, структурной и инвестиционной политик с учетом современных вызовов и угроз, бюджетных ограничений, а также возможностей выхода экономики России из кризиса и рецессии. В 2017 году в рамках исследований по данному проекту особый АКЦЕНТ был СДЕЛАН на развитии методологии бюджетирования, ориентированного на результат применительно к условиям развития регионов Российской Федерации и на исследовании межбюджетных потоков в системе «федеральный центр - регионы». ПОКАЗАНО, что важными факторами и условиями перехода к программно-проектном принципам бюджетирования в регионах Российской Федерации являются: наличие работоспособных технологий программно-целевого управления; отлаженной системы мониторинга и экспертизы программ и проектов; наличие соответствующих финансовых ресурсов; устойчивость финансовой базы региональных и местных бюджетов; адекватная политика федерального центра по стимулированию экономического роста в регионах, включая межбюджетные отношения, прямые расходы федерального бюджета и кредитно-денежную политику. Указанные факторы оказывают неоднозначное влияние на развитие различных групп регионов и могут способствовать как ускорению регионального экономического роста, так и его снижению, как конвергенции, так и дивергенции экономического пространства страны. В связи с этим ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ вертикальные финансовые потоки в бюджетной системе Российской Федерации, выявлено влияние кредитно-денежной политики федерального центра на экономическое развитие регионов и оценена результативность бюджетной политики субфедерального уровня. ВЫДЕЛЕНЫ регионы-доноры и регионы-реципиенты исходя из знака сальдо финансовых потоков; выявлена неоднородность влияния кредитно-денежной политики Банка России на динамику развития регионов, различающихся по уровню экономического развития; обосновано, что бюджетная политика оказывает существенное влияние на региональный экономический рост; на примере Новосибирской области отработана методика анализа региональных и местных бюджетов и сформулированы основные принципы совершенствования межбюджетных отношений на субфедеральном уровне. ПРЕДЛОЖЕНА методика распределения компетенций федерального и регионального уровней управления, обобщающая схемы межбюджетных отношений в двухуровневой системе «федеральный центр - регионы». Сформулированы принципы равновесного распределения ресурсов функционирования и развития между регионами и федеральным центром. ИЗУЧЕНА ситуация параметрического влияния ставки налоговых отчислений в федеральный бюджет на изменение характеристик равновесного распределения ресурсов на исполнение своих компетенций регионами и федеральным центром, на обобщающие оценки результативности государственной региональной политики. В 2017 году по теме проекта опубликовано 10 работ, из них 6 в реферативных журналах. Проект реализовывался научным коллективом в составе 9 человек, в том числе 3 докторов наук и четырех кандидатов наук.
Ключевые слова:
стратегическое планирование, федеративные отношения, проектно-программный подход, региональная политика, бюджетно-налоговая политика, эффективность бюджетных расходов, региональные бюджеты, межбюджетные отношения