Разработка методологического подхода к исследованию высокотехнологичного бизнеса в цифровой экономике : отчет о НИР по теме "Теория и методология стратегического управления развитием высокотехнологичного бизнеса как базиса новой индустриализации" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Кравченко Н.А. ; исполн.: Кравченко Н.А., Черемисина Т.П., Маркова В.Д., Кузнецова С.А., Соломенникова Е.А., Юсупова А.Т., Титов В.В. - Новосибирск, 2017. - 107 с. - Шифр Р 17. - Инв. № 5874.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
Отчет 107 с., 5 рис., 21 табл., 77 источников, 3 прил. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - предприятия высокотехнологичного сектора экономики. ПРЕДМЕТ исследования - различные аспекты стратегического управления предприятиями в условиях появления и распространения цифровых технологий. ЦЕЛЬ - выявление направлений, и признаков изменения концепции стратегического управления высокотехнологичными и наукоемкими компаниями под воздействием цифровой трансформации. МЕТОДОЛОГИЯ исследований - комбинация качественных и количественных методов научного познания (методы кейс-стади, статистический анализ, эконометрические методы, оптимизационные модели). ВЫДЕЛЕНЫ общие направления цифровой трансформации компаний и ее влияние на изменения концепции стратегического управления, проанализированы новые вызовы внешней среды. ОБОСНОВАНО выделение отраслевых платформ и экосистем бизнеса в качестве) необходимых условий цифровой трансформации предприятий.). АРГУМЕНТИРОВАНО, что возникновение отраслевых платформ и экосистем в качестве новых объектов экономических исследований дает новый импульс развитию ресурсной теории стратегического управления. СФОРМУЛИРОВАНЫ принципы формирования и функциональная роль архитектуры предприятия как стратегической информационной основы, определяющей все компоненты бизнеса: структуру, информацию, технологии и процессы. ОСУЩЕСТВЛЕНА разработка научно-методологического подхода к оценке эффективности проектирования, производства и реализации новой высокотехнологичной продукции на основе использования стохастических графов с возвратами, теории массового обслуживания, эконометрических моделей и оптимизационного планирования. РАЗРАБОТАНА методическая схема исследования рыночного лидерства высокотехнологичных компаний, включающая его стабильность и устойчивость.
Ключевые слова:
цифровая экономика, высокотехнологичные наукоемкие предприятия, цифровая трансформация, отраслевые платформы и экосистемы, ресурсная теория стратегического управления, архитектура предприятия, рыночное лидерство, оптимизационное моделирование