Социально-трудовые практики и сознание субъектов модернизирующегося общества и экономики : отчет о НИР по теме "Социальные перемены в пореформенной России: трансформация социальной структуры, динамика массового сознания и социально-политических процессов" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Харченко И.И. ; исполн.: Харченко И.И., Арсентьева Н.М., Гвоздева Г.П., Гвоздева Е.С., Гаськова М.И., Костин В.С., Новикова Ю.О., Бусыгин С.В., Иванова Е.А., Комиссарова И.Г., Корнюхин Ю.Г., Сулейманова Ф.Г. - Новосибирск, 2016. - 72 с. - Шифр С 69. - Инв. № 5848.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
Социально-трудовые практики в данном проекте рассматриваются как результат взаимодействия субъекта с изменяющимися социальными условиями. При данном подходе практики включают в себя модели поведения, типы адаптации субъектов, также мотивацию поведения и деятельности, ее ценностные основания, и в целом особенности сознания социально-демографических групп, другие аспекты, касающиеся ресурсов, задействованных в тех или иных практиках. Практики рассматриваются во взаимодействии со структурами и социальными институтами. Важный аспект изучения – инновационное поведение и деятельность субъектов, складывающееся в сферах формирования (образование) и использования (отрасли экономики) человеческого потенциала. На основе многолетних исследований изменений в образовательных и трудовых практиках, в мотивационной сфере и нормо-ценностном сознании субъектов модернизирующегося общества и экономики, а также институциональных трансформаций ВЫЯВЛЕНО СЛЕДУЮЩЕЕ. наблюдается, во-первых, разнонаправленность векторов развития системы профессионального образования и сферы приложения труда. В образовании реализуется вектор на модернизацию по европейским стандартам – превалирование в постиндустриальном обществе сферы услуг, наукоемкого производства, информационных технологий, международного открытого образовательного пространства; в отечественной же экономике процессы модернизации не устойчивы, сохраняются существенные черты деиндустриализации. Во-вторых, противоречие между процессом формирования человеческого потенциала и потребностями сферы занятости, в том числе перспективными проектами развития экономики (например, программа реиндустриализации). Частная проблема рассогласования системы образования с рынком труда, возникшая в постсоветский период, не современном этапе перерастает в более ощее противоречие между процессом формирования человеческого потенциала и потребностями общества. ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДАННЫЕ социологических опросов, проведенных ИЭОПП СО РАН: молодых работников, научной молодежи и инноваторов, учащейся молодежи; работодателей, интервью с экспертами, государственная статистика. Отмеченные рассогласования выражаются на поведенческом уровне в том, что молодые специалисты зачастую не могут реализовать свой профессиональный потенциал (из-за работы не по специальности, плохой организации условий или содержания труда, плохих условий повышения квалификации, слабых материальных и моральных стимулов, перспектив карьерного роста, личных или семейных проблем), а работодатели не удовлетворены имеющимися у молодых работников компетенциями и, главным образом, неумением применять полученные знания в производственных ситуациях.
Ключевые слова:
человеческий потенциал, социальные практики, молодежь, образование, рынок труда, интерес к науке, ценностное сознание