Теоретические и прикладные аспекты накопления и перетока знания: социально-математическое моделирование : отчет о НИР по теме "Социальные перемены в пореформенной России: трансформация социальной структуры, динамика массового сознания и социально-политических процессов" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Унтура Г.А., Калугина З.И. ; исполн.: Унтура Г.А., Калугина З.И., Горбачева Н.В., Заболотский А.А., Канева М.А., Морошкина О.Н., Красова В.И., Харченко И.И., Фадеева О.П., Арсентьева Н.М., Кошелева Н.С. - Новосибирск, 2016. - 140 с. - Шифр Т 33. - Инв. № 5786.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
Отчет: Часть 1: 96 с., 6 рис., 18 табл., 74 источника, 1 прил. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - эффекты и барьеры перетока знаний в научно- производственных системах экономики знаний РФ с учетом регионального и технологического аспектов. ЦЕЛЬ исследования - оценки влияния затрат на НИОКР и технологических инноваций на экономическое развитие/рост регионов, включая методы количественной оценки перетоков знаний с использованием эконометрического моделирования. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Рассчитаны коэффициенты локализации финансовых затрат на различные виды исследований, указывающие направления перетока знаний в стране в целом и для потока: центр-периферия. ПОКАЗАНО, что целесообразно увеличение финансирования фундаментальных исследований при одновременном развитии завершающих стадий прикладных исследований и разработок вокруг исторически сформированных учреждений региональных отделений РАН во всех федеральных округах и, особенно в Сибири и на Востоке страны. ПОСТРОЕНЫ спецификации эконометрических моделей, показавшие, что значимый эффект на экономический рост и ВРП регионов РФ оказывает индикатор «затраты на технологические инновации». Однако в российских регионах пока невысок эффект от «перетока инноваций», что свидетельствует о важности качества институциональной среды, ее положительном влиянии на экономический рост: российские регионы, характеризующие более высоким рангом институционального потенциала, имеют более высокие объемы ВРП и развиваются быстрее остальных. ПОКАЗАНА роль селекции технологических знаний как механизма конкурентоспособности инноваций в высокотехнологичных отраслях. Анализ сопряженности (перетоков знаний) тематики НИОКР биотехнологического профиля показал, что эффект развития современных платформ биотехнологии в России сейчас зависит от внедрения геномных и протеомных исследований на начальных фазах НПЦ, проведения междисциплинарных исследований и согласование полученных результатов с лабораторными, клиническими и производственными стандартами международного уровня. Выделен перечень барьеров в развитии инновационных биотехнологических компаний в РФ и даны рекомендации по их преодолению, в том числе с использование положительного зарубежного опыта по программно-проектному созданию объектов инновационной инфраструктуры (на примере Биополиса в Сингапуре). ОСНОВНЫЕ конструктивные ВЫВОДЫ и рекомендации. Каналы перетока знаний регулируются экономическими и институциональными условиями, повышающими кумулятивный эффект отдачи знаний в народном хозяйстве страны. Важно эти процессы стратегически направлять в региональном контексте. СТЕПЕНЬ ВНЕДРЕНИЯ. Оценка влияния затрат на НИОКР и технологические инновации на экономический рост, включая переменные перетока знаний и социальных фильтров, была выполнена в рамках оригинальной эконометрической модели, что может быть учтено при разработке инновационной стратегии Сибири и распределении ресурсов на технологические инновации. ЧАСТЬ 2: 41 с., 4 рис., 9 табл., 38 источников, 1 прил. ОБЪЕКТ исследования – кадровый потенциал реиндустриализации экономики региона. ЦЕЛЬ исследования – разработка методологии оценки кадрового потенциала региона и его соответствия задачам реиндустриализации экономики и всестороннего развития подрастающего поколения. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Система школьного профильного обучения не ориентирована на будущую трудовую деятельность школьников, что препятствует их обоснованному профессиональному выбору. Профильное обучение в школе и инженерные классы способны дать больший эффект, если удастся его соединить с практической, трудовой составляющей. Для более результативного взаимодействия учебных заведений с работодателями необходимо создавать образовательные кластеры и консорциумы. Существует разрыв между интересами и возможностями территориальных образовательных систем и требованиями реального сектора экономики. Основные конструктивные ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ. Система подготовки кадров всех уровней в регионе не представляет собой целостную систему “перетока знаний, регулируемую экономическими и институциональными условиями, повышающими кумулятивный эффект отдачи знаний в народном хозяйстве региона” (3), и не соответствует вызовам времени. СТЕПЕНЬ ВНЕДРЕНИЯ. Полученные результаты и предложения по совершенствованию региональной системы подготовки кадров были использованы при разработке Программы реиндустриализации Новосибирской области и совершенствовании системы профессиональной подготовки кадров в регионе. Доклады авторов проекта неоднократно были представлены на всероссийских и международных конференциях.
Ключевые слова:
переток знании, технологические платформы, инновации, кластер, регион, моделирование, профессиональная подготовка, рынок труда, дисбалансы, экономика региона, моделирование