Оценка крупномасштабных железнодорожных проектов как инфраструктуры освоения арктического шельфа России : отчет о НИР по теме "Разработка единой системной теории и инструментов моделирования функционирования, эволюции и взаимодействия социально-экономических объектов нано-, микро и мезоэкономического уровня (теории и моделей социально-экономического синтеза)" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Суслов Н.И. ; исполн.: Кибалов Е.Б., Глущенко К.П., Горяченко В.И., Горяченко Е.Е., Шибкинд Д.Д. - Новосибирск, 2016. - 68 с. - Шифр О 93. - Инв. № 5780.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
В отчете ОБОБЩЕНЫ результаты исследований методов идентификации, оценки и выбора наиболее предпочтительной для России стратегии транспортного освоения Арктики в ситуации фундаментальной неопределенности. В ИТОГЕ показано, что проблема, возникающая при принятии соответствующих решений, является слабоструктуризованной, и адекватный инструментарий ее разрешения дает прикладной системный анализ с использованием качественных и отчасти количественных сравнений альтернативных вариантов крупномасштабных инвестиционных проектов. С помощью разработанной экспертной технологии, учитывающей фактор фундаментальной неопределенности, осуществлены экспериментальные расчеты по оценке крупномасштабного железнодорожного проекта сооружения Приполярной магистрали, трактуемого как стержневой элемент транспортной инфраструктуры освоения ресурсов Арктического шельфа России. На ОСНОВЕ АНАЛИЗА результатов использования различных методических приемов оценивания сравнительной эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов показано, что более предпочтительной для устойчивого развития территорий России восточнее Урала является Приполярная магистраль. По итогам экспертизы, проведенной с участием отечественных и зарубежных экспертов, ПРОВЕДЕНА ОЦЕНКА вариантов реформирования железнодорожного транспорта России, показаны последствия неучета фактора неопределенности и предложены рекомендации по развитию реформы. Отчет 68 с., 11 рис., 20 табл., 34 источника, 5 приложений.
Ключевые слова:
крупномасштабные инвестиционные проекты (кип), Арктический шельф России, освоение, приполярная железнодорожная магистраль, модели оценки кип, методы экспертных оценок, сценарии, выбор стратегии