Уровень и факторы пространственной мобильности россиян : отчет о НИР по теме "Социальные перемены в пореформенной России: трансформация социальной структуры, динамика массового сознания и социально-политических процессов" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Богомолова Т.Ю. ; исполн.: Черкашина Т.Ю. - Новосибирск, 2016. - 33 с. - Шифр У 71. - Инв. № 5779.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
ОБЪЕКТ исследования - пространственная мобильность россиян; ПРЕДМЕТ исследования - дифференциация пространственной мобильности в зависимости от индивидуальных и инфраструктурных факторов. Из различных по целям пространственных перемещений в работе рассматривается туристическая мобильность, и ЦЕЛЬ исследования - оценить, какие составляющие доступности мобильности (экономическая, физическая или инфраструктурная) наиболее значимы для пространственных перемещений россиян с туристическими целями. Для оценки мобильности предлагается использовать показатель «уровень туристической пространственной мобильности» - доля (в %) индивидов в населении страны или региона, временно покидавших территорию постоянного проживания с туристическими целями за определенный период. Исследование ВЫПОЛНЕНО на данных Комплексного наблюдения условий жизни населения РФ (КОУЖ), всероссийских репрезентативных опросов частных домашних хозяйств, проведенные Росстатом (в 2011 г. - почти 20 тыс. россиян из 9990 домохозяйств, в 2014 г. - более 113 тыс. индивидов из 60 тыс. домохозяйств). Также в исследовании используются данные Росстата о транспортной инфраструктуре субъектов федерации и данные Росавиации о наличии на территории регионов аэропортов разных классов. Наибольший уровень туристической мобильности наблюдается среди жителей Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного округов, наименьший - среди жителей Сибири и Крыма. Серия уравнений бинарной логистической регрессии показала, что наибольшее влияние на вероятность совершения туристических поездок оказывают индивидуальные факторы (экономический статус и состояние здоровья); влияние характеристик транспортной инфраструктуры на туристическую пространственную мобильность «поглощается» доходными характеристиками индивидов, то есть региональные отличия в уровне жизни коррелирует с плотностью транспортной инфраструктуры. Фактически дифференциация россиян по параметрам совершенной ими туристической пространственной мобильности воспроизводит экономическое неравенство, а плотность транспортной инфраструктуры, дифференцированная по регионам, не смягчает влияние экономических ресурсов на пространственные перемещения.
Ключевые слова:
пространственная мобильность, уровень мобильности, туризм, возвратная мобильность, экономические ресурсы, транспортная инфраструктура