Образовательный и трудовой контекст состояния человеческого потенциала и проблемы его развития в регионах Сибири (промежуточный отчёт) : отчет о НИР по теме "Социальные изменения в России в первой четверти XXI века: институты, практики и группы в контексте глобальных, национальных и региональных вызовов" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Калугина З.И., Богомолова Т.Ю., Харченко И.И. ; исполн.: Харченко И.И., Арсентьева Н.М., Гвоздева Г.П., Костин В.С., Новикова Ю.О. - Новосибирск, 2014. - 56 с. - Шифр О 23. - Инв. № 5641.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
АКТУАЛЬНОСТЬ. Довольно быстрый экономический рост и повышение реальной зарплаты в 2000-е годы позволили России к 2006 г. приблизиться к развитым странам по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). Однако внутри страны были велики региональные различия. Важным вопросом, относящимся к изучению человеческого потенциала (ЧП), остается модернизация (и новый этап реформирования) системы общего и профессионального образования и ее результативность в плане подготовки конкурентоспособных кадров для отечественной экономики. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучение влияния факторов внешней среды на развитие ЧП и инновационное поведением индивидов и социальных групп. МЕТОДЫ. Использовались данные государственной статистики, социологических опросов экономически активного населения и работодателей, материалы интервью с экспертами - представителями управленческих структур, учреждений системы образования, предприятий и организаций и др. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1) Показано, что наряду с сокращением региональных различий остаются периферийные регионы, в которых сложившиеся условия не способствуют дальнейшему устойчивому развитию. С использованием регрессионной модели выявлена зависимость уровня развития ЧП регионов РФ от ситуации на региональном рынке труда и инвестиций в основной капитал. 2) Процесс модернизации системы профессионального образования, терминальным показателем которого является успешное трудоустройство выпускников, на новом этапе, по прежнему, не улучшает условия формирования ЧП молодого поколения (не расширяет доступность профессионального образования, не приближает структуру подготовки кадров к потребностям рынка труда и др.), и более того, уже сейчас сопровождается рядом негативных социальных последствий.
Ключевые слова:
человеческий потенциал, человеческий капитал, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), компетенции, потребность в кадрах, выпускники, система профессионального образования, рынок труда, регионы Сибирского федерального округа