Поведенческие образцы в получении социальных услуг и факторы их дифференциации (на примере медицинских услуг) : отчет о НИР по теме "Исследования социальной динамики российского общества: устойчивость и трансформация институтов, структур, практик" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Бессонова О.Э., Богомолова Т.Ю., Корель Л.В. ; исполн.: Черкашина Т.Ю. - Новосибирск, 2012. - 62 с. - Шифр П 42. - Инв. № 5443.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – выявить поведенческие образцы в получении медицинских услуг населением и факторы их дифференциации в конце первого десятилетия 2000-х гг. На данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) 2002-2011 гг. получены следующие эмпирические результаты: 1) в течение последнего десятилетия стабильна доля обращающихся к медработнику или в медицинское учреждение при недомоганиях (ежемесячно 15-17% взрослого населения); 2) из обращавшихся к врачу оплачивали посещение 13-16% взрослых и 7-9% детей до 17 лет. В 2011 г. 24,5% среди взрослых и 15,2% среди детей оплачивали за дополнительные медицинские обследования и процедуры, назначенные врачом. Численность индивидов, лечение которых в стационаре оплачивалось, сократилось среди взрослых с 60,0% в 2002 г. до 30-31% в 2010-2011 гг. и среди детей с 51-56% в 2002-2003 гг. до 23-24% к концу периода. Это сокращение происходит за счет значительного уменьшения доли получателей платных лекарств и медикаментов при увеличении тех, чьё пребывание в больнице платит домохозяйство; 3) для 9-ти из 10-ти респондентов учреждением постоянного медицинского обслуживания является районная/городская поликлиника, к которой они прикреплены по месту регистрации, проживания. Для большинства пациентов обращение в амбулаторные отделения больниц, в частные учреждения и к частным врачам ситуативно, не является устоявшимся способом получения амбулаторной помощи. В целом в предоставлении амбулаторной медицинской помощи доминирует государственный сектор, внутри которого потенциальные пациенты распределяются по территориальному принципу. поэтому основным критерием дифференциации получателей амбулаторной медицинской помощи вступает не столько сегмент здравоохранения, сколько количество обращений в медицинские учреждения; 4) в качестве доминирующего обоснования отсутствия ситуаций выбора врача или медицинского учреждения выступает удовлетворенность работой постоянного врача. Если такой выбор происходит, то выбор врача-терапевта «спровоцирован», скорее, ситуативными причинами – невозможностью обратиться к прежнему врачу из-за его отсутствия или других сложностей доступа к нему. Ситуация выбора узкого медицинского специалиста возникает в большинстве случаев, если индивиды самостоятельно решают получить его консультацию. В ситуации выбора респонденты демонстрируют устойчивое предпочтение сегментов здравоохранения: 48,8% из тех, кто обычно обслуживается в поликлинике, к которой прикреплен по месту жительства, выбирали врача в этой же поликлинике; 61,5% тех, кто обычно обращается в поликлинику по месту работы/учебы или к которой прикреплены по полису ДМС, выбирают врача в этих же учреждениях. Наибольшую устойчивость «предпочтений» демонстрируют те, кто обычно получает амбулаторную медицинскую помощь в частных учреждениях: 93,6% из них, кому довелось делать выбор врача, реализовали его в этом же сегменте системы здравоохранения. Пространство паттернов получения амбулаторных медицинских услуг можно представить как состоящее из яда – обращение в государственную (муниципальную) поликлиническую сеть, - и периферии, где проявляется вариативность поведения пациентов, связанная с включенностью в специализированный (диагностический), корпоративный и частный сегменты. «Приверженность» двум последним сегментам устойчива, тогда как из «государственного» ядра возникают ситуативные потоки пациентов в частный и специализированный (диагностический) сегменты.
Ключевые слова:
оценка последствий институциональных преобразований, неравенство в получении социальных услуг, медицинские услуги, поведенческие образы, паттерны, выбор медицинских услуг