Дополнительное профессиональное образование как механизм сглаживания диспропорций на рынке труда : отчет о НИР по теме "Исследования социальной динамики российского общества: устойчивость и трансформация институтов, структур, практик" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Калугина З.И., Соболева С.В. ; исполн.: Харченко И.И., Калугина З.И., Арсентьева Н.М., Новикова Ю.О., Маклакова Е.В., Бусыгин С.В., Ууемаа А.О., Бусыгин В.П. - Новосибирск, 2011. - 124 с. - Шифр Д 68. - Инв. № 5442.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1) изучение регионального рынка услуг дополнительного профессионального образования (ДПО) со стороны спроса и со стороны предложения на востребованные в экономике компетенции и квалификации (включая реализацию программ переобучения, осуществляемых при содействии Минтруда НСО), а также взаимодействия субъектов данного рынка услуг; 2) выявление потребностей разных групп экономически активного населения в дополнительном образовании. НОВИЗНА: большинство научных положений и материалов, представленных в докладе являются новыми. Новыми являются теоретические представления о процессах в системе дополнительного профессионального образования, о взаимодействии рынка услуг ДПО и рынка труда; а также полученные при анализе эмпирического материала содержательные характеристики социального поведения разных групп экономически активного населения в системе дополнительного профессионального образования. ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗОЙ послужили как специализированные эмпирические данные (массив из 2780 анкет слушателей профессиональных курсов, собранных в 16 учреждениях ДПО Новосибирской области, материалы интервью с руководителями учреждений ДПО, материалы интервью с сотрудниками районных ЦЗН, учетная информация о программах, связанных с обучением, образцы учебных программ), так и вторичный анализ данных социологических обследований работников, безработных, студентов и учащихся выпускных курсов учебных заведений НПО, СПО, ВПО, данных социолого-статистического обследования предприятий инновационного и традиционного сегментов экономики, также материалов интервью с экспертами (руководителями, работодателями, специалистами) соответствующих сфер, проведенных ИЭОПП СО РАН в Новосибирской области в период с 2007 по 2010 гг. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: количественные и качественные методы сбора эмпирической информации – анкетный опрос слушателей системы ДПО; интервью с экспертами – представителями этой системы; сбор объективной информации в учреждениях ДПО, включенных в выборку; поиск и анализ Интернет-сайтов и других информационных источников для изучения спроса и предложения на рынке услуг ДПО; вторичный анализ данных социологических обследований, проведенных ИЭОПП СО РАН; математико-статистические методы анализа социологических данных с применением пакета SPSS. РЕЗУЛЬТАТЫ: в системе Дубль-Гис было выявлено и проанализировано 450 сайтов организаций ДПО, реализующих 712 направлений деятельности, г. Новосибирска и его агломерации (включая Искитим). Из этого количества было выделено 3 группы организаций и рассчитана их доля: бухгалтерские курсы и бизнес- обучение занимают примерно 1/3 совокупности, еще примерно треть – курсы обучения и повышения квалификации по разным профессиям, и оставшуюся треть – курсы, дающие общие компетенции (компьютер, иностранный язык, личностные тренинги). По данным анкетного опроса оценки слушателями курсов качества обучения в системе ДПО в основном положительные (68% работников и 61% безработных получили по их мнению хорошие знания, навыки, или хорошую подготовку по новой профессии, в которой они нуждались). Однако потенциал системы ДПО снижается из-за чрезмерного распространения различных программ формально-информационного типа. На основе вторичного анализа данных проанализированы потребности в дополнительном образовании и мотивация участия в нем разных групп населения (работников, безработных, выпускников профессиональных учебных заведений). Эти данные показывают, что потребность этих категорий трудоспособного населения в дополнительном образовании в последние годы хорошо выражена и достаточно стабильна, только у учащихся наблюдается ее рост. Научный доклад адресован социологам, экономистам, специалистам по управлению, преподавателям, студентам и аспиратам гуманитарных специальностей.
Ключевые слова:
рынок образовательных услуг, система дополнительного профессионального образования, компетенции, мотивация, стимулы, потребности, взаимодействие, рынок труда, студенты, работающие, безработные