Запросы регионального рынка труда к компетенциям выпускников системы профессионального образования : отчет о НИР по теме "Исследования сциальной динамики: теоретические концепции и их верификация" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Калугина З.И., Черкашина Т.Ю., Бессонова О.Э. ; исполн.: Харченко И.И., Арсентьева Н.М., Бусыгин В.П., Братющенко С.В., Газзаев Д.Д. - Новосибирск, 2009. - 242 с. - Шифр З 33. - Инв. № 5236.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: а) изучить существующий и перспективный спрос на компетенции на региональном рынке труда, т.е. какие компетенции и квалификационный потенциал необходим молодым специалистам для эффективной занятости в современной экономике и участия в инновационных направлениях и видах хозяйственной деятельности; б) изучить существующее предложение со стороны системы профессионального образования, т.е. какой набор компетенций приобретают выпускники вузов, ССУЗов и профессиональных училищ, а также оценить способности этой системы реагировать на запросы рынка труда. НОВИЗНА: большинство научных положений и материалов, представленных в отчете являются новыми. Новыми являются теоретические представления о процессах по формированию кадровой базы для реализации инновационных сценариев развития экономики; а также полученные при анализе эмпирического материала содержательные характеристики социального поведения молодежи в системе профессионального образования, в традиционном и инновационном сегментах экономики. ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗОЙ исследования являются данные: социологических опросов студентов вузов, учащихся ССУЗов и ПУ, работающей молодежи до 33 лет; экспертных опросов представителей учебных заведений и работодателей; социолого-статистических обследований предприятий инновационного и традиционного сегментов экономики, проведенные ИЭОПП СО РАН в Новосибирской области в 2007-2009 гг. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: количественные и качественные методы сбора эмпирической информации (массовый анкетный опрос, экспертный опрос, формализованные и неформализованные интервью, сбор данных первичной отчетности учебных заведений, экономических и кадровых служб предприятий); методы статистического анализа и обработки информации на основе пакета SPSS. Результаты: в исследовании установлено, что запросы и компетенция молодых специалистов принципиально различаются в традиционном и в инновационном сегментах экономики. В соответствии с этими запросами традиционного сегмента условно можно назвать «ситуативной» (действия по обстоятельствам), модель инновационного сегмента – «активной целенаправленной». «Традиционная» формальная система образования уже не в состоянии адекватно отвечать запросам инновационного сегмента экономики. Проанализированы процессы в системе профессионального образования (высшего, среднего, начального). В высшей школе в последнее десятилетие происходят значительные и быстрые изменения в русле постиндустриального перехода. НПО и СПО все еще вынуждено находятся в процессе реорганизации, в поиске своих моделей в общей системе профессионального образования в обществе с рыночной экономикой. Отчет адресован социологам, экономистам, специалистам по управлению, преподавателям, студентам и аспирантам гуманитарных специальностей.
Ключевые слова:
компетенции, образование, инновационная экономика, система профессионального образования, труд, занятость, безработица, рынок труда, студенты, учащиеся, молодые работники, работодатели, потенциал работника, мотивация