Корпоративное управление: теория и практика : отчет о НИР по теме "Проблемы реформирования преедприятия в условиях переходной экономики" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Титов В.В. ; исполн.: Маркова В.Д., Соломенникова Е.А., Кравченко Н.А., Юсупова А.Т., Балдина Н.П., Собянина О.Н., Кузнецова С.А., Кирина Л.В., Титов В.В. - Новосибирск, 2000. - 64 с. - Шифр К 68. - Инв. № 4001.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
В отчете представлен анализ и разработка методических подходов к решению проблем формирования корпоративного управления в период системной трансформации экономики. Исходным моментом проведенного исследования является систематизация понятийного аппарата и выделение значимых признаков, отличающих корпорацию от других организационных форм бизнеса На основе анализа процессов перехода от государственного предприятия к корпорации выявлены специфические проблемы и пули их решения при формировании и функционировании российских корпораций. Методологический подход к исследованию корпоративного управления базируется на принципах системного подхода, сравнительного анализа и учета динамики происходящих процессов. Специфическим аспектом российской действительности является отсутствие нормативной и законодательной основы деятельности сложных предпринимательских структур (кроме акционерных обществ и ФПГ), которые стихийно формируются по мере развития интеграционных процессов. Исследование существующих корпоративных структур необходимо для выявления общих проблем и закономерностей их функционирования с целью разработки предложений по развитию корпоративного управления. Корпоративное управление как объект исследования рассматривается в отчете с разных позиций: формирования стратегии, структурного оформления, моделирования финансово-экономической деятельности корпорации. Поскольку диверсификация, по мнению авторов, является наиболее значимым признаком корпорации, то существенное место в отчете уделено методам формирования стратегических решении в условиях диверсификации. Рассмотрены предпосылки, мотивы и цели диверсификации, а также модели стратегического, анализа в диверсифицированных компаниях. Инструментом обобщения методов управления на корпоративном уровне могут выступать имитационные модели, позволяющие оценить эффективность и последствия принимаемых управленческих решений. Сложность объекта исследования обусловливает усложнение используемого модельного аппарата.
Ключевые слова:
корпорация, стратегия, оптимизационная модель, лизинг, организационные структуры, финансово-промышленные группы.