Структура рынка труда и эволюция экономического образования : отчет о НИР по теме "Математические методы анализа, современные информационные и образовательные технологии в экономикен" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Бусыгин Ю., Бусыгин В.П., Мкртчян Г.М., Радченко В.В. ; исполн.: Блам Ю.Ш., Бусыгин В.П., Мкртчян Г.М. - Новосибирск, 1999. - 75 с. - Шифр С87. - Инв. № 3950.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
Как хорошо известно, советская система образования — характерный продукт и одновременно ключевой элемент советской социально-политической системы. Для нее характерны значительные и признанные всеми достижения. В частности достигнута практически полная грамотность всего населения; обеспечен достаточно высокий уровень профессиональной подготовки в том числе и научного персонала, так что в областей исследований (ракетостроение, физика высоких энергий, катализ и т.д.) страна занимала лидирующее положение в мире. Некоторые российские образовательные центры занимали лидирующее положение среди учебных заведений своего профиля. Вместе с тем системно-специфический характер образовательной системы —и в том, что касается структуры и содержания образовательных программ, предлагаемых в образовательных учреждениях, и в том, что качается методов управления образовательным процессом и контроля качества образовательных программ — так же общепризнан. Поэтому после крушения старой системы кризис системы образования и неизбежные и глубокие преобразования в этой системе практически были предопределены. В отчете прослеживаются изменения в российской образовательной системе вообще и подробно — на примере ЭФ НГУ). Прослеживаются изменения в подготовке экономистов. При характеристике и оценке этих особый акцент сделан на соответствие «продукта» образовательной системы и требований рынка труда. Основной результат анализа на этом этапе — так называемой фиаско координации, цели, установки (как обучаемых так и обучающих) и результаты функционирования системы кажутся оторванными от требований, предъявляемых к ее «продукту» тем, что можно было бы (с известной долей условности) назвать рынком труда — навыков, качеств, установок, которые являются или могут быть востребованными. В отчете обсуждаются, в частности, организационные и институциональные изменения, изменения в механизмах управления в системе, рост организационного разнообразия и конкуренции, последствия (как фактические, так и потенциальные) такого разнообразия и условия, необходимые для обеспечения эффективности функционирования такой системы, изменения (прежде всего на качественном уровне, на уровне образовательных программ, программ курсов, методов их преподавания и т.д.) в подготовке экономистов (и прежде всего на ЭФ НГУ).
Ключевые слова:
система, образование, фиаско координации, институциональные изменения, организационные изменения, конкуренция, организационное разнообразие, эффективность, требования рынка труда.