Разработка методических положений оценки конкурентных позиций отечественных и зарубежных производителей аналогичных изделий : отчет о НИР по теме "Формирование конкурентной среды и создание институтциональных условий для организационной конкуренции" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Евсеенко А.В., Маршак В.Д. ; исполн.: Евсеенко А.В., Огрызько К.В. - Новосибирск, 1999. - 27 с. - Шифр Р 17. - Инв. № 3867.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
Предложена трёх-секторная схема для анализа формирования конкурентной средь в российской экономике. Эта схема применима к анализу конкурентной среды в любой стране. В рамках этой схемы анализируются проблемы; (а) соотношения конкуренции между отечественными компаниями (внутри сектора III) и конкуренции между отечественными и иностранными компаниями (т.е. между секторами); (б) поддержки производств, имеющих значительный ДОС или потенциал роста ДОС. Приведены данные, касающиеся закономерностей эволюции конкурентной среды в России в рамках схемы диаграммы 3. Анализируется проблема, представляющая важнейшее практическое значение для российской экономики: достаточно ли одной крупной отечественной компании в отрасли отечественной промышленности (в секторе Ш диаграммы 3) или необходимо несколько таких компаний, конкурирующих между собой? Представлены различные варианты ответа на этот вопрос и их обоснования. Мы пришли к выводу, что ответ зависит от состояния данной глобальной отрасли, насколько далеко в ней зашел процесс формирования глобальной олигополии. Анализируется проблема измерения ДОС для конкретных потребительских товаров. Предложена оригинальная методика оценки ДОС и проведены измерения по этой методике для ряда известных товаров. Согласно собранным данным в российской экономике формирование конкурентной среды происходит крайне неравномерно по отраслям. Отрасли отечественной промышленности разбиты натри группы по степени интенсивности развития конкурентной среды. В каждой из этих групп анализируются свои особенности и проблемы образования конкурентной среды.
Ключевые слова:
конкурентная среда, олигопольная структура рынка, доля отечественной стоимости, псевдо-отечественные торговые марки, глобальные олигополии, традиционные отрасли, распараллеливание.