Динамика труда, занятости и образовательной деятельности сельского населения (1993-1997гг.) : отчет о НИР по теме "Мониторинг социально-экономических реформ" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Калугина З.И. ; исполн.: Арсентьева Н.М., Харченко И.И. - Новосибирск, 1998. - 52 с. - Шифр Д 46. - Инв. № 3809.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
Целью отчета является изучение современного состояния характера и количественной оценки изменений в сфере труда и занятости сельского населения, а также в одной из вне трудовых сфер - образовательной деятельности. Задачи исследования решались методами анкетного опроса и анализа статистики. Эмпирическая база работы - материалы социологического обследования сельского населения, проведенного отделом социальных проблем ИЭиОПП СО РАН летом 1997 г. В двух сельских районах Новосибирской области было опрошено 552 чел., представляющих основные социально-демографические группы взрослого населения. Осуществлялось сравнение с данными предыдущих социологических обследований отдела. К числу основных можно отнести следующие результаты: 1. Сельское население не утратило ориентацию на сохранение содержательного и результативного труда, и несмотря на все большую экономическую зависимость от своего подворья сохраняет высокую потребность в работе в общественном производстве. 2. Зафиксированный разрыв между состоянием сознания работника (высоким уровнем его притязаний в сфере труда) и ухудшающимися объективными условиями его трудовой деятельности позволяет охарактеризовать сложившуюся ситуацию как весьма неустойчивую. Имеющаяся мотивация к результативному труду не воплощается в положительных изменениях в реальной трудовой деятельности. В этом мы видим основную проблему современного состояния сферы занятости сельского населения. 3. Несмотря на отсутствие положительной динамики в реальной образовательной деятельности сельских работников наметился рост доли намеренных обучаться. Причем больший удельный вес приобрели мотивы обучения, связанные со статусной и экономической функциями образования.
Ключевые слова:
структура занятости, сферы приложения труда, рынок труда .трудовая мотивация. уровень образования, образовательная деятельность, мотивы обучения