Социальные проблемы самоопределения учащейся молодежи: динамический аспект(по материалам соц.обследований старшеклассников дневных общеобраз.школ Новосибирской обл.) : отчет о НИР по теме "Социальная динамика и социальная политика" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Калугина З.И. ; исполн.: Харченко И.И. - Новосибирск, 1997. - 66 с. - Шифр С 69. - Инв. № 3700.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
В отчете представлены результаты, полученные на материалах двух сопоставимых социологических обследований старшеклассников дневных общеобразовательных школ Новосибирской области проведенных автором 1990 г. В исследовании изучались жизненные планы, социальная и профессиональная ориентации, система ценностей, познавательные интересы старших школьников и другие аспекты. По ряду изучаемых вопросов стояла задача определить изменения произошедшее в период между двумя обследованиями. Выявлены тенденции роста притязаний учащейся молодежи к уровню и качеству образования . к содержания труда и возможностям социального продвижения, которые предоставляет выбранная профессия. В то же время выявлено, что значительно возросла неопределенность профессионального выбора учащихся: распространенным вариантом, особенно в городе, стало «отложенное " решение. Данные тенденции наиболее сильно проявляется в намерениях и мотивациях учащихся Новосибирска. Сельские школьники, будучи менее требовательны к статусным позициям, которые предоставляет то или иное образование и профессия. В то же время стали меньше ориентироваться на рабочие профессии и профессии материальных отраслей экономики. и более настроены на отъезд из села, чем их сверстники в 1990 г. Старшеклассники, проживающие в других населенных пунктах городской местности, по уровню притязаний занимает как бы промежуточную позиция. Выявлено, что за рассматриваемый период в сознании учащихся возросла ценность статусной функции образования, но осталась малозначимой ценность познания, учения как деятельности.
Ключевые слова:
жизненные планы, социальные и профессиональные ориентации, система ценностей, ценность образования, изменений, притязания, мотивы выбора, город, село, деятельность, познавательные интересы