Тенденции социально-экономического развития сибирских субъектов Федерации в период 1990-1995 гг. : отчет о НИР по теме "Теоретические основы региональной экономической и социальной политики" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Селиверстов В.Е. ; исполн.: Ларина Н.И. - Новосибирск, 1997. - 72 с. - Шифр Т 33. - Инв. № 3673.
РЕФЕРАТ (основная цель, степень новизны решаемых проблем, используемые методы, инструментарий и т.д.)
Отчет подготовлен на основе информации Госкомстата РФ за период 1990-1996 гг. В качестве основных направлений анализа выделены: • экономический спад и изменения в структуре производства, • уровень и условия жизни населения, • новые формы предпринимательства, • финансовая самостоятельность региональных органов власти и ВРП. Выявлено, что в период 1990-1995 гг. произошло не только "утяжеление" промышленной структуры производства, но и выросли территориальные различия в социально-экономическом развитии Сибири. При этом устойчиво выделяются несколько относительно благополучны:, субъектов Федерации — Тюменская область с АО, Томская, Кемеровская и Иркутская области Красноярский край. Финансовая самостоятельность органов власти неблагополучных субъектов Федерации крайне мала, что не позволяет им проводить собственную экономическую политику направленную на вывод территории из кризисного состояния. Предлагается сильным субъектам Федерации объединиться со слабыми и разработал концепции совместного развитая - КСР - в рамках четырех групп субъектов Федерации: * Север Западной Сибири – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область, • Юг Западной Сибири - Омская, Томская, Новосибирская и Кемеровская области, Алтайский край и Республика Алтай, * Енисейский регион - Таймырский и Эвенкийский АО, Красноярский край, Республики Хакасия и Тыва, • Байкальский регион - Иркутская область с Усть-Ордынским Бурятским АО Республика Бурятия, Читинская область с Агинским Бурятским АО. В составе каждой группы присутствуют явные и скрытые "доноры" федерального бюджета. Часть направляемых в федеральный бюджет налогов с этих территорий следует оставить на месте и сформировать с участием региональных бюджетов фонда! регионального развитая, которые использовать для осуществления намеченной в КСР экономической политики.
Ключевые слова:
субъект: федерации, уровень жизни, структура производства, финансы региональных властей